Опрос почтовый


Опрос почтовый
разновидность опроса анкетного. При О. п. анкета распространяется среди потенциальных респондентов с помощью почтовой службы как самостоятельное почтовое отправление по специально отобранным адресам тех диц, которые в совокупности, по мнению исследователей, репрезентируют социальную общность. В зависимости от цели и объекта исследования список адресов может позволять обращаться либо ко всем членам генеральной совокупности (например, при опросе всех экспертов страны по некоторой проблеме), либо к ее части в виде выборочной совокупности (например, при массовых опросах населения региона). В любом случае возникает проблема обеспечения возврата достаточного количества заполненных анкет, которая решается в каждом случае и общими, и специфическими средствами. Так, к моменту рассылки анкет списки адресатов могут устареть, и опрашиваемая совокупность получателей уже не будет идентична намеченной совокупности потенциальных респондентов.

В случае экспертного О. п. проводится либо целенаправленный поиск адресатов, изменивших место жительства, либо замена одного из опрашиваемых аналогичным по ряду базовых параметров. При массовом опросе такая работа неэффективна и потому уже после сбора анкет проводится их корректировка по социально-демографическим параметрам (пол, возраст, образование и т. п.) таким образом, чтобы по этим параметрам респонденты и изучаемая социальная общность были однородны. В практике социологических исследований к О. п. прибегают в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих применить интервьюирование или другие методы, обеспечивающие получение информации от всех лиц, намеченных для опроса. О. п. может быть использован как вспомогательный метод наряду с получением основного массива информации с помощью интервью, анкетного (раздаточного) опроса. В частности, О. п. необходим для того, чтобы получить такое дополнительное количество анкет, которое с учетом данных, полученных другим способом, обеспечивает репрезентативность данных о малочисленных группах населения, интересующих исследователей. Ряд специальных методических экспериментов показал, что на вопросы, затрагивающие деликатные, интимные стороны жизни, острые общественные проблемы, респонденты отвечают более откровенно при О. п., чем при интервью или раздаточном анкетировании. Сама процедура О. п. субъективно воспринимается респондентами как анонимная, хотя объективно она таковой и не является. Для контроля возврата анкета или конверт возврата определенным образом шифруются, для этой же цели используется сигнальная карточка. Потенциальным респондентам отсылают не только конверт для возврата заполненной анкеты, но и почтовую открытку для ее последующего возвращения исследователям. Анкета и карточка возвращаются как два отдельных почтовых отправления, шифр на карточке позволяет вести учет возврата при значительном сокращении трудоемкости обработки корреспонденции и обеспечить абсолютную анонимность О. п.

Это обстоятельство весьма привлекательно для исследователей только при условии обеспечения репрезентативности данных, которая непосредственно зависит от уровня возврата анкет. На участие респондентов в О. п. влияют: значение, которое они придают исследованию, убежденность, что результаты конкретного О. п. положительно повлияют на решение проблем их жизни; общий уровень социальной активности респондентов; количество контактов исследователей с ними, измеряемое числом рассылок почтовых отправлений с анкетой, а также предварительных уведомлений об опросе и последующих напоминаний; авансированное стимулирование потенциальных респондентов путем вложения для адресата вместе с анкетой различных сувениров-видовых открыток, календарей, марок, транспортных схем города и т. п. Предварительный контакт по каналам массовых коммуникаций пли путем рассылки почтой информационных писем подготавливает потенциальных респондентов к получению анкеты именно ими и знакомит их с целями, значением исследования. Рассылка анкет более одного раза (в случае неответа после первой рассылки) приобрела название «волнового» О. п. При необходимости получения значительного количества заполненных анкет при массовом опросе населения города (более 1 тыс. анкет) даже «трехволновой» О. п. оказывается, по крайней мере, вдвое экономичнее, чем интервьюирование или раздаточное анкетирование. В «двухволновом» опросе населения города возврат составляет 60-70 % от числа разосланных анкет, для отдельных категорий населения (например, школьников) он доходит до 90 %.

Общая схема О. п. населения города, в котором почтовые отправления доставляются адресату через 1-2 суток после их отправления, следующая. Уведомления рассылаются в понедельник, в четверг рассылают анкеты, которые будут доставлены адресатам накануне выходных дней (для большей части населения). В эти же дни следует использовать средства массовой информации для оповещения населения города об О. п., важности участия в нем в связи со значимостью для горожан результатов исследования. Через 1-2 недели наступает время почтовых или телефонных напоминаний, последние исключительно эффективны, однако в этом случае необходимо заблаговременно определить номера домашних телефонов. Сами же адреса обычно формируются путем простого случайного отбора по спискам избирателей, которые в нашей стране обновляются через каждые 2-3 года. Через 7-10 дней после первой рассылки анкет их возврат, как правило, достигает 50 %, а к концу 2-3 недели может достичь 90 %. Общая продолжительность О. п.4-6 недель.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.